Доступная среда

Об организации дошкольного образования детей — инвалидов

Согласно пункту I Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992 №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (далее — Указ) инвалиды 1 и  2 групп имеют право на обслуживание вне очереди в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и других организациях, обслуживающих население, а также пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

Обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В детском саду создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Эти нормы согласуются с федеральными законами:

«О социальной защите инвалидов в РФ» (ст.19 № 181 — ФЗ)

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12 № 122 — ФЗ)

Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребенка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование.

Инклюзивная работа с детьми-инвалидами в нашем ДОУ

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» дети-инвалиды могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой группе ДОУ, учитывающей их особые образовательные потребности. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в жизнь группы. Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии.

Образовательная деятельность в МАДОУ «Детский сад  п. Джонка» осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования. В МАДОУ «Детский сад п. Джонка» реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидов и их нормально развивающихся сверстников согласно закону «Об образовании в Российской Федерации». Детям инвалидам 0беспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление в соответствии с ИПРА.

Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды, будет зависеть его  развитие, становление, оздоровление. Создавая здоровьесберегающую образовательную среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.

Среди воспитанников нашего образовательного учреждения  в 2017 – 2018 учебном году  есть ребенок, имеющий тяжелую речевую патологию. В связи с этим, возникает необходимость внедрения комплексных здоровьесберегающих технологий для оздоровительно – коррекционной реабилитации воспитанника.

Основным направлением коррекционной деятельности педагога является рациональная организация режимных моментов. Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагоги в образовательном процессе используют дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики).

Дыхательная гимнастика является очень значимой частью оздоровительной работы, проводимой с детьми ежедневно. Качественно отрабатываемые дыхательные упражнения, способствуют выработке диафрагмального дыхания, оптимальной продолжительности, силе и распределению выдоха. Для игр на развитие дыхания воспитатели  используют такие пособия, как трубочки, легкие шарики, бумажные игрушки, выполненные руками педагогов и родителей. В  группе имеются картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания. С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение улучшает кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию и подвижность, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек.

Известно, что дети с тяжёлой речевой патологией  имеют ряд особенностей, таких как: повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность. Поэтому они особенно нуждаются в заботе, как о соматическом, так и о психологическом здоровье. Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения полезно проводить  во время непрерывной образовательной деятельности  мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Преодолению излишнего напряжения также способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов. Логоритмические занятия проводятся в зале с участием музыкального руководителя. Воспитатели включают элементы логоритмических упражнений в процесс непрерывной образовательной деятельности.

В структуру НОД на разных его этапах обязательно вводятся динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.

Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, выработке положительной мотивации к учебной деятельности.

Важным направлением коррекционных мероприятий  является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму. Развивающая среда группы   постоянно обновляется пособиями, направленные на развитие мелкой моторики: шнуровки, обводки изображений по внешнему контуру, трафареты, книжки – раскраски, прописи.

Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности

 Общее санитарно-гигиеническое состояние детского сада (световой, тепловой, воздушный режим, организация питания, подбор и маркировка мебели, содержание помещений) соответствует требованиям СанПиН.

Наличие оборудованных учебных помещений

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет.

В ДОУ воспитывается один ребенок-инвалид,  которому не требуется создание специальных условий, а также обеспечение доступа в здание ДОУ и наличие специальных технических средств обучения. Он участвует в образовательном процессе на общих условиях.

В ДОУ созданы безопасные условия для пребывания ребенка, как в учреждении, так и на его территории.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

  • территория прилегающая к зданию-вход (въезд) на территориюДОУ (на прилегающую к зданию территорию), приспособлена для всех категорий граждан (инвалидов и других МГН);
  • созданы условия для самостоятельного передвижения по территории ДОУ;
  •  вход в здание имеет: навес;
  • поверхность покрытий входных площадок и тамбуров твердая;
  • первая ступень крыльца окрашена в желтый цвет;
  • входные двери имеют символ, указывающий на их доступность для инвалидов, и кнопку для вызова сотрудников.

Конструктивные особенности  здания  МАДОУ «Детский сад п. Джонка» не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную организацию.

Доступ к кабинету администрации и медицинскому кабинету, обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Развивающая предметно — пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Имеется в наличии автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения людей о пожаре, здание оборудовано огнетушителями.   Во всех группах имеются инструкции по технике безопасности и должностные инструкции.

Воспитатели следят за тем, чтобы не было сломанных игрушек, опасных предметов. Ежегодно ведется контроль за соблюдением режима дня, нагрузки на детей во время образовательного процесса.

Объекты спорта ДОУ служат для проведения физкультурно-спортивных мероприятий, тренировочных и оздоровительных занятий. Игровое и спортивное оборудование, соответствующее возрасту детей и реализуемым программам.

Наличие условий для организации спорта и прогулок:

-спортивная площадка,
— участки для прогулки детей,
— огород,
— цветники,
— теневые навесы,
— прогулочные веранды.

Условия питания воспитанников обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья:

В ДОУ организовано 3-х разовое питание: завтрак, обед, полдник. Для организации питания  были заключены договора с поставщиком на поставку продуктов. Все продукты сопровождаются документами, удоставеряющими их качества и безопасность.

Питание детей в детском саду организуется в соответствии с 10-дневным перспективным меню, разработанным с учётом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах. Проводится витаминизация третьих блюд. Блюда готовятся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.

Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрено.

Родительская плата за присмотр и уход за детьми – инвалидами, обучающихся в ДОУ не взимается. Постановление от 27.07.2017 № 968

Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ:

Медицинское обслуживание в детском саду организовано в соответствии с требованиями СанПиН, которое  осуществляется по договору КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» министерства здравоохранения Хабаровского края. После медицинского осмотра воспитанников данные о состоянии здоровья доводятся до сведения родителей и педагогов, а также разрабатывается комплекс мероприятий, направленный на раннее выявление патологии у детей, формирование групп риска, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий для предупреждения формирования патологических изменений в организме ребенка, выявление отклонений в состоянии здоровья детей, имеющих функциональные нарушения здоровья.

В течение года врачом организуется и контролируется проведение плановых расширенных осмотров детей. Для улучшения состояния здоровья детей, а также снижения заболеваемости проводятся лечебно-профилактические, оздоровительные мероприятия. Степень охвата детей такими мероприятиями составляет 100%.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Доступ воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Воспитанники ДОУ не имеют доступа к электронным образовательным ресурсам.

Доступ педагогических работников к информационным ресурсам осуществляется в целях получения ими информации и качественного осуществления педагогической, научной, методической или исследовательской деятельности.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В нашем детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

— ноутбук, экран с мультимедийным проектором, музыкальный центр.

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ учавствуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии:

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Муниципального уровня

Постановление администрации Нанайского муниципального района от 27.07.2017 г

Приказ управления образования от 01.04.2016 г. № 155 «Об организации работы по разработке и реализации перечня мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида»

Порядок взаимодействия управления образования Нанайского муниципального района и образовательных учреждений района по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида или предоставление информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реалибитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий.

Регионального уровня

«О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений и доролнительных гарантиях права отдельным категориям обучающихся»

«Реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья» (Правительство Хабаровского края Распоряжение от 15.07.2016г. № 499 — рп)

Федерального уровня

«Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитациии илиабилитации инвалида» (Приказ от 31.07 2015г. №  528н )

«Об утверждении формы и порядка представления органами  исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида» (Приказ от 15.10.2015г. № 723н )

«О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ  по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов (Федеральный закон от 01.12.2014г.   N 419-ФЗ (ред_ от 29_12_2015))

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  (Приказ от 12.12.2014 г. № 1598)

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ от 19.12.2014 г. №1599)

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным осоновным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

План  мероприятий «Дорожная карта РФ» по реализации ФГОС ОВЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Федеральный закон РФ  от 24.11.1995 г. 181-ФЗ )

«Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов  и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказание им необходимой помощи (Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309)

«О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»(Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 348-ФЗ)

«О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов» (Постановление Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2015 года № 1343)

«Об утверждения порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  — образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

» Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего основного образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 )

«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда занятости и социальной защиты, а также оказания им при этом необходимой помощи»(Приказ Минтруда России от 30.07.2015 N 527н)

«О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 339-ФЗ )

Методические рекомендации 

Письмо министерства образования и науки Российской Федерацииот 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

Модели раннего выявления детей с ОВЗ

Практики образование детей с ОВЗ

Ранняя помощь семьям детей с ОВЗ

Расчет нормативов на детей с ОВЗ

Реализация адаптированных образовательных программ

Инструктирование по доступности

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.

Часть 1.

Часть 2.

Паспорт безопасности МАДОУ Детский сад п. Джонка

Адаптированная основная образовательная программа

Comments are closed.